пятница, 13 ноября 2015 г.

Курсовая подготовка 2014


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ни один вопрос в теории и практике воспитания не вызывает столь острого и болезненного интереса и ни один вопрос не разработан так слабо, а значит, погружен в бездну педагогического шарлатанства и спекуляции невежественного человечества, как вопрос педагогического анализа школьного воспитательного процесса. И чем яснее и проще предстает он перед теми, кто непосредственно с детьми работает, тем туманнее и запутаннее его представляют те, кто прячется от детей за стенами кабинетов.
Анализ – это всегда мысленное расчленение предмета на части, разложение его на
элементы, слагаемые целостного предмета, но при этом производится оценочная
характеристика каждого элемента, а суммарно это позволяет дать характеристику предмету в целом.
Концептуальные взгляды педагога на воспитание, теоретический образ воспитательного процесса, предельно четко представленная модель как наличие взаимосвязанных необходимых и достаточных элементов – вот основа педагогического анализа. Если нет такой основы – нет и не может быть никакого анализа. Анализ сопряжен, по крайней мере, с двумя предварительно поставленными и решенными вопросами; что есть воспитательный процесс в его структурном содержании? и с чем сопоставить полученные данные, чтобы
производить оценочные характеристики? От решения первого вопроса зависит содержаниепедагогического анализа, от второго – критерии оценки воспитательного процесса. Правда, в осложнении вопроса некоторую роль играет неоднозначное понятие "анализ".
Общепринятое толкование дополняется следующим значением: "рассмотрение
содержания", "определение принадлежности к какому-либо классу, роду, группе",
"Выяснение неясного" и т.п. Анализ – это еще и раскрытие того, что неизвестно. В таком понимании, анализировать – значит "выявить", "узнать, что есть данный предмет". Надо отметить, что последующее анализирование протекает именно как расчленение,разъединение, рассмотрение с разных сторон.
Назначение педагогического анализа.
Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося
процесса воспитания с позиции избранной модели воспитания, которая представлена в качестве структурной связи необходимых и достаточных элементов; проведенное
рассмотрение позволяет дать характеристики как выделенным элементам, так и всему
процессу в целом. Что служит импульсом к педагогического анализу, если исключить случаи внешнего давления, административного распоряжения сверху? В первую очередь, желание удостовериться в плодотворности профессиональной деятельности, в том, имеет ли какой смысл производимая работа с детьми. Бессмысленная работа, сизифов труд – самое тяжкое наказание жизни, поэтому в любой человеческой деятельности (человек как субъект деятельности) неотъемлемым элементом ее является оценка результата – она и определяет степень удовлетворенности деятельностью, а значит и меру активности в дальнейшем.
Цель предвосхищает этот результат, а анализ произведенного сообщает о соответствии полученного продукта цели.
Анализ скрывает в себе потенциальное преобразование процесса. Фиксация реальности –отправная точка для преобразования, так как разум профессионала, осознавший зависимость результата от усилий субъекта, – это уже разум, производящий коррекцию будущим усилиям. Фиксация и преобразование опыта почти одномоментны. Если есть первое, присутствует второе. Второе без первого невозможно, а первое без второго бессмысленно.
Таким образом, назначение педагогического анализа в том, чтобы выявить воспитательный результат, оценить воспитательный результат и корректировать профессиональную деятельность по достижению воспитательного результата.
Вовремя предъявленный результат профессиональной работы, фиксация достижений
улучшают самочувствие педагога – фактор немаловажный в работе с детьми.
Содержание педагогического анализа.
Напрямую зависит от содержания теоретической структурной картинки воспитательного процесса, отражающей наше педагогическое видение. Количество элементов не может быть бесконечным и даже большим, не только потому, что увеличивает затраченное на анализ время, но и потому, что множественность не позволяет ухватить сущностное в процессе.
Оценочное рассмотрение воспитательного процесса включает в себя, видимо, то, что
является слагаемыми трех критериев:Первый критерий оценки воспитательного процесса. Задан именно таким пониманием воспитания: мерку, эталон, благодаря которым производится рассмотрение элементов воспитания предлагает современная культура, то есть, наивысшие достижения в какой-то области, сделанные человеком сейчас, в этот исторический период.
Педагогическому анализу предназначается выявить меру соответствия отдельных
элементов воспитания сегодняшним культурным достижениям. Позиция, которую
избирают для педагогического анализа – наивысший уровень достижений определенного плана. Например, если мы хотим, рассмотреть поведение детей в школе, то делаем это через призму достижений культуры – открытой доброжелательности, раскованности и уважения каждого человека вне его положения в обществе.
Внешние атрибуты культуры выступают в качестве внешних показателей продуктивности воспитательного процесса, либо их появление, либо частость проявления в школьной деятельности, либо качественная утонченность. Бескультурный человек лишен возможности педагогической интерпретации внешних атрибутов воспитания, потому что ему неизвестны атрибуты культуры. Например, он не замечает грязного пола, неряшливости речи, смешение границ поло-ролевого поведения девушек и юношей, он не спрашивает, почему отсутствует обучающая аппаратура, его не волнуют нарушения элементарных этических норм общения. Ему кажется, что по-другому быть не может –автомобиль всегда будет двигаться со скоростью кареты, так ему кажется, если он не видел современного произведения автомобильной промышленности.
Мерка культуры должна принять свои конкретные признаки, благодаря которым можно узнать о степени соответствия процесса принятой мерке. Вот эти признаки. Первый –цивилизованность. Цивилизованность школы – это уровень, школьной жизни на гребне достижений материальной культуры, когда естественно, максимально и успешно используются материальные ценности, а уровень отношения к ним позволяет сохранять, приумножать и созидать эти ценности.
Педагогический анализ, направленный на "среду", "деятельность", "осмысление", везде находит либо не находит цивилизованность как характеристику организованного воспитательного процесса, констатируя факторное влияние запахов, красок, платья, мебели, мыла, интерьера, учебной аппаратуры, пособий, принадлежностей, звуков, пространственной свободы и прочих многочисленных показателей цивилизованности школы на воспитательный результат.
Современная культура подняла Человека на пьедестал наивысшей ценности жизни. Это означает, что человек – всегда цель и никогда не средство. Это означает, что в любой сфере жизни, в любой деятельности, при любых обстоятельствах стрелка нашего внимания будет неуклонно направлена в сторону Человека: каково ему? хорошо ли? как учтены его интересы? его самочувствие? его воля и свобода? не посягаем ли мы на его право на счастье и достоинство? Такая ценностная ориентация – второй признак культуры, называемый нравственностью
Показатели нравственности столь же многочисленны: совесть, дисциплина, этикет,
внимание, нежность, деликатность, благородство, ответственность, патриотизм,
трудолюбие, честность...
Нравственность школы и нравственность в школе – эта такая система взаимоотношений людей в школе, когда каждый воспринимается как человек, заслуживающий уважения, когда поведение каждого строится с учетом находящихся рядом людей, когда интерес другого человека принимается как правомерный, наряду с твоим интересом, когда забота о человеке пронизывает все сферы школьной жизни, от урока до школьного завтрака, от появления в школьном здании до расставания со школой.
Педагогический анализ с позиции нравственности означает, что абсолютно все, что
подвергается оценочному рассмотрению, прослеживается в плане влияния на состояние, положение, самочувствие человека в школе – как ребенка, так и педагога, как члена школьного коллектива, так и постороннего, оказавшегося в школе по каким-либо причинам.
Третьим существенным признаком современной культуры является удивительнейший феномен духовности, рождавшийся в ходе исторического развития человека, обретающего способность к внутреннему независимому миру, автономному, эмансипированному от социума, мира, другого человека, а значит, живущему и по своим внутренним законам. Духовность позволила человеку стать субъектом своей собственной жизни. Если педагогический анализ избирает своим критерием духовность, то все рассматриваемые элементы подвергаются духовной интерпретации, школа как храм духовной жизни подрастающего человека оценивается с точки зрения его"очеловечивания" действительности, осмысления значимости всего, что окружает человека, для его существования и проживания вся система воспитательной работы исследуется как система постоянного развития у ребенка способности быть субъектом, понимать значение ценностей культуры и принимать ценности, каждый раз проживая ценностные отношения в организуемой педагогами жизнедеятельности, обретая смысл жизни.
Вторым критерием оценки воспитательного процесса является, конечно, продукт
воспитательного процесса, воспитанность детей – то, что указывает на меру
достижения воспитательного результата, сформулированного в цели воспитания. Целевой критерий – общий критерий всех видов деятельности человека, а значит и всех разновидностей профессиональной работы. Чтобы оценить воспитательный процесс, организуемый профессионалами-педагогами, необходимо __________знать меру достижения цели.
Готовность детей выстраивать свою жизнь (содержание деятельности, поведение,
отношения, режим жизни) на основании наивысших ценностей культуры и способность детей реализовывать практически идею Добра, истины и Красоты позволяют оценивать воспитательный процесс достаточно высоко, в зависимости от уровня сформированности ценностных отношений: к Человеку как таковому; к Знанию как форме истины; к Прекрасному, воплощенному во всем многообразии явлений мира. Показателями, которые могут свидетельствовать о мере развитости данных ценностный отношений, служат внешний облик детей, их поведение, их речь и мышление, качественность деятельности, ценностные предпочтения, а также отношение к самому себе, своему “Я” как к человеку “разумному”, “моральному”, “творческому”.
Однако критерий цели не может быть абсолютизирован. Дети часто рождаются и живут в невыносимых семейных условиях, наблюдают самые низкие картины социальной жизни, подвергаются жестоким воздействиям, и тогда они приходят в школу духовно неподготовленными к запланированной работе с ними, и это означает, что уровень воспитанности этих детей будет много занижен, что ни в коем случае не свидетельствует о плохой профессиональной деятельности педагогов.
Необходима третья мерка оценки воспитательного процесса. Третьим критерием
является динамика воспитания – процесса и результата. Показателем ее станет разница между тем, что "было", и тем, что "есть", между картиной "школа вчера" и картиной"школа сегодня".
Третий критерий оценки воспитания фокусирует два выше названных и
работает при использовании критерия культуры и критерия цели, которые и разрешают описать процесс и воспитанность детей с позиций культуры и достигнутой на данный момент цели. Хороший педагог – это педагог, воспитанники которого неуклонно – пусть медленно! – восходят на ступеньки общечеловеческой культуры все выше и выше. Хорошая школа – это школа, которая неуклонно – пусть медленно! – организует жизнь в полном соответствии всем достижениям общечеловеческой культуры и ее школьный день есть не что иное, как естественное для детей воспроизведение и творчество восхождение к пику культуры.
Методика педагогического анализа.
Воспитательный процесс носит двусторонний характер, ибо в нем присутствуют два
субъекта: педагог и ребенок, – и каждый из субъектов принимает во внимание другого, выстраивая свои действия в соответствии особенностям этого другого субъекта (как он их понимает).
Следовательно, педагогический анализ приобретает два вектора, и не может производиться однолинейно. Продукт профессиональной деятельности педагога, то есть, воспитанность ребенка, конечно, служат основанием для того, чтобы судить о работе педагогов. Но ребенок уже приходит в школу со своим миром, отношениями, привычками, избирательностью, поэтому и работа педагогов ориентирована на эти особенности и зависит от социально-психологического материала, предложенного педагогу жизнью. Вектор педагогического анализа – направление, по которому проводится последовательное и логически развернутое оценочное рассмотрение элементов воспитательного процесса.
Одно направление – анализ профессиональной работы педагогов школы. Другое – анализ воспитанности детей. Движение производится одновременно по двум векторам именно потому, что и педагог и ребенок – субъекты школьной деятельности, и оба субъекта в той или иной мере созидают итоговый воспитательный результат.
Изучение капли моря дает представление о самом море. Точно так же и педагогический анализ одного элемента, даже одного эпизода или группового дела позволяет судить охарактере воспитательного процесса. Причем, подход к анализу одного дела, – будь это урок, который есть не что иное, как организованная групповая деятельность, будь это школьный праздник в актовом зале, являющийся тоже групповой деятельностью, будь это школьный завтрак, – проводится по той же модели и тем же критерием оценки. Таким образом, снимается бесчисленный ряд инструкций по анализу урока, классного час, перемены, праздника, экзамена, олимпиады и прочих мероприятий, проводимых школой воимя развития детей. Нет отдельных специальных подходов к анализу разных групповых
деяний, ибо они все не что иное, как фрагмент воспитания и должны рассматриваться в логике воспитания.
В центре педагогического сознания при анализе воспитательного процесса находятся
критерии оценки, как бы высвечивающие характеристики вычлененных элементов
воспитательного процесса. Конечно, выделенные элементы находятся в крепкой
зависимости и взаимной обусловленности, но, тем не менее, они относительно автономны и их отдельное оценочное рассмотрение профессионально оправдано.__


Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году:
Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их
постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

Анализ развития учащихся:
Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать какие факторы повлияли на это в большей мере).
Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнитьс результатами предыдущих лет).
Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления новых потребностей школьников и т. д.)
Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге – развитие культуры жизненного самоопределения).
Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие
проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.
Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т. д.
Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса.
Кто для них является наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических,
организаторских и т. д.) дарований и способностей?
Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

Анализ развития коллектива класса:
Социально-психологический климат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата вклассе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к
учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.
Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития
коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество,
организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
Изменение состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности
воспитательной работы:

Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее
охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявляли себя активными организаторами? В каких равнодушными, пассивными? Почему?
Насколько удачной оказалась последовательность кл. мероприятий в прошедшем уч. году?
Какая деятельность положительно повлияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
Какие совместные дела способствовали сплочению кл. коллектива?
Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства влияли на развитие учащихся?

Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их
заинтересованности и увлеченности в жизнедеятельности школы.
Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с
родительским активом:
Частота и характер контактов с семьями учащихся.
Изменение отношений родителей к школе за уч. год.
Влияние родителей на воспитательную деятельность класса.
Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе.
Результативность организации родительских собраний в классе.
Эффективность индивидуальной работы с родителями.
Особенности взаимодействия с родительским активом.
Результаты пед. наблюдений за воспитанием в семьях уч. класса.
Взаимодействие с «проблемными» семьями.

Анализ организации пед. взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса:
С кем из пед., мед., соц. работников осуществлялось воспитательное взаимодействие?
Кто оказывал наибольшее влияние?
В какой мере учителю удалось организовать взаимодействие педагогов.
Какие методы оказались наиболее эффективными?

Выводы:

— об удачах и находках, о накоплении положительного опыта;

— об отрицательных моментах;

— о нереализованных возможностях;

— о перспективных целях и первоочередных задачах на будущее.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...